Не многим из широкой публики известен факт передачи в 20-х годах послания Гималайских Махатм советскому правительству. Ещё более малому числу людей известны обстоятельства этой передачи, которая осуществлялась через Рерихов Николая Константиновича и Юрия Николаевича. Тем не менее, это событие волею судьбы было связано с другим фактом того времени и эта связь в некоторой степени раскрывает драматизм попытки Духовной Иерархии Земли установить контакт с человечеством. Но вернемся к истории этого события.
Само послание было передано Елене Ивановне Рерих при второй встрече Рерихов с Учителями, которая состоялась в 1924 году в Индии, а именно, в индийском княжестве Сикким, в Дарджилинге. (Первая встреча произошла в Лондоне в 1920 г.)
Встреча с Учителем на физическом плане отнюдь не означает, что вы видите Учителя в его физическом теле. Дело в том, что практически невозможно отличить физическое тело Учителя от его астрального тела. Как вы знаете, не каждый человек в состоянии выдержать огненные вибрации физического проводника Учителя. Поэтому Он пользуется им в исключительных случаях. Но разве столь уж важно для нас: в каком именно - физическом или уплотнённо-астральном - облике предстанет перед нами Учитель? Главное - созреть для этой встречи. Главное, чтобы она состоялась.
О предстоящей встрече Рерихи были уведомлены заранее. Правда, несколько смущало то обстоятельство, что назначена она была в очень людном месте недалеко от храма. Но точно так же, как и в Лондоне, в назначенный час толпа неожиданно рассеялась и никто не мешал беседе. По утверждению Елены Рерих, это было следствием мысленного приказа Учителя. А беседа была продолжительной и обстоятельной. Была чётко определена главная цель предстоящей миссии Рерихов: Москва, вручение советскому правительству послания гималайских Махатм, переговоры от имени тех же Махатм. Такого рода посольство снаряжается лишь один раз в столетие. Каждый народ оповещаем лишь один раз! - так сказано в Агни Йоге.
Но не только в Россию должен был отправиться Рерих. Он взял нa себя миссию в качестве посла Белого Братства посетить двадцать семь стран мира, неся в каждую страну один и тот же призыв к единению, причём единение это мыслилось прежде всего на базе сближения культур. Собственно, ставший впоследствии знаменитым лозунг «Мир через Культуру» прозвучал впервые во время встречи с Учителями в Дарджилинге.
В июне 1926 года, выполняя поручение Махатм, Рерихи, Елена Ивановна, Николай Константинович, Юрий Николаевич, приехали в Москву. Как и планировалось заранее, в Москве к ним присоединились Зинаида Григорьевна и её муж. Они должны были сопровождать Рерихов в их поездке на Алтай. Для этой цели было закуплено и упаковано в ящики соответствующее снаряжение: походные вещи, тёплая одежда, медикаменты. Вот почти дословный рассказ Зинаиды Григорьевны о событиях того времени:
«Мы жили в центре, в гостинице, название которой я запамятовала; кажется, называлась она Большой Московской. Елена Ивановна Рерих ни в каких официальных московских встречах не участвовала, так как сильно болела из-за тяжёлой атмосферы большого города. Этим занимались Николай Константинович и Юрий Николаевич. Иногда они брали с собою меня. Надежда Константиновна Крупская запомнилась мне в основном своим внешним видом: простоволосая, скромно одетая. Беседовали о проблемах образования и воспитания, но детали беседы я совершенно забыла.
А вот Луначарский запечатлелся в моей памяти гораздо ярче. Разговор с ним получился живым, доверительным. Я даже рискнула попросить его помочь мне приобрести икону Преподобного Сергия. Через несколько дней я получила от него в подарок икону. Кстати, Луначарский предложил Рериху возвратиться на родину и обещал ему пост комиссара просвещения РСФСР.
Николай Константинович отвечал, что для него это исключено, что у него на ближайшие годы совершенно иные планы. Надо сказать, что самые большие надежды Рерихи возлагали на тогдашнего комиссара иностранных дел Чичерина. Елена Ивановна говорила, что у него тонкая психическая организация и что он обладает чуткой восприимчивостью к происходящему. На встрече с Чичериным я не была. Но отлично помню Николая Константиновича и Юрия, только что возвратившихся от Чичерина. У Николая Константиновича был хмурый подавленный вид.
Вдова Ленина. Луначарский. Чичерин. Как вы понимаете, это были наиболее интеллигентные представители советского правительства, но, как вскоре выяснилось, серьезного влияния на положение дел в стране они не имели. А с теми, кто имел, Рерихи не намеревались встречаться. Однако информация о Рерихах, очевидно, достигла самых верхов. И вот, это было уже к концу нашего пребывания в Москве, позвонили от Дзержинского. Тот изъявил желание лично побеседовать с Рерихами.
Отказаться от встречи было невозможно. Нехотя Николай Константинович и Юрий отправились на Лубянку. А дальше произошло следующее. Рерихи сидят в приёмной. Ждут. Проходит полчаса, час. Они вдруг замечают, что начинается какая-то беготня. Мелькают взволнованные и испуганные лица. Выходит секретарь. Извиняется.
Говорит: «Поезжайте обратно. Приёма сегодня не будет».
А назавтра мы узнали о скоропостижной смерти Дзержинского. Он умер в тот момент, когда Рерихи находились у него в приемной. Но на этом история не кончилась. Получилось так, что с нашего балкона мы наблюдали, как хоронили Дзержинского. Траурная процессия шла медленно, и мы имели возможность рассмотреть членов правительства, несущих гроб. Угадали Троцкого, угадали Сталина, они шли рядом. Во всём этом было, право, что-то фантастическое! На другой день после похорон Дзержинского мы уезжали из Москвы. Казанский вокзал. Агент, сопровождающий нас, суетится возле нас и умоляет: «Говорите, господа, только по-английски. Только по-английски. Иначе с таким огромным багажом вас не посадят».
Мы вняли его совету и благополучно погрузились в поезд. Отъехав, мы вздохнули с чувством облегчения, потому что, честно говоря, после звонка Дзержинского ощущение тревоги не покидало нас».
К сожалению, каких-то осязаемо видимых результатов миссия Рериха не дала. В России он столкнулся с непониманием. В Англии - с ненавистью. Единственная страна, которая отнеслась к нему доброжелательно - Франция. Но, естественно, погоды она сделать не могла. |
Вот что писал Феликс Эдмундович жене Софье из одиночки Варшавской цитадели о воспитании сына:
«Не тепличным цветком должен быть Ясь. Он должен обладать всей диалектикой чувств, чтобы в жизни быть способным к борьбе во имя правды, во имя идей. Он должен в душе обладать святыней более широкой и более сильной, чем святое чувство к матери или к любимыи близким, дорогим людям. Он должен суметь полюбить идею, - то, что объединит его с массами, то, что будет озаряющим светом в его жизни.
...Он должен понять, что и у тебя, и у всех окружающих его, к которым он привязан, которых он любит, есть возлюбленная святыня, сильнее любви к ребёнку, любви к нему, святыня, источником которой является и он, и любовь, и привязанность к нему. Это святое чувство сильнее всех других чувств, сильнее своим моральным наказом: «Так тебе следует жить, и таким ты должен быть». Сознание этого долга, как и всякого, связанного с чувством, нельзя внушить, действуя только на разум...» |